+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
Весь сайт
Поиск
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов
+7 846 207-07-16 отдел работы со слушателями
simakina-gi@filarm.ru возврат эл. билетов

День рождения органа отметили Бахом

Орган - «король музыкальных инструментов» - появился в концертном зале Самарской филармонии в 2001 году, и с тех пор без его голоса невозможна панорама культурной жизни Самары.

Текст: Валерий ИВАНОВ

Ступени мастерства

Вот уже более десяти лет «хозяйкой» самарского органа является заслуженная артистка России Людмила Камелина. Выпускница Казанской консерватории и ассистентуры-стажировки при ней, Камелина прошла также курс обучения в Высшей школе музыки в немецком городе Фрайбурге, лауреат нескольких международных конкурсов органистов. Вспоминая свое приобщение к органу, артистка всегда с благодарностью говорит о ректоре Казанской консерватории, замечательном концертирующем органисте Рубине Абдуллине. Именно по его рекомендации со второго курса она начала учиться по двум специальностям: на фортепиано и органе. Так и окончила консерваторию.

В свое время Камелина была в числе десяти советских музыкантов, которые организовали «Новое органное движение» и в течение нескольких лет вели активную фестивально-концертную деятельность. Много дали Камелиной знакомство с выдающимся органистом Олегом Янченко и встречи с немецким солистом и дирижером Лео Кремером, к которому она ездила на конкурс в Шпейер, а затем на мастер-классы в разные европейские города. Кстати, маэстро Кремер уже много лет работает с камерным составом нашего филармонического оркестра.

Признание в любви

Людмила Камелина:
- В 2004 году, проезжая через Самару, зашла в филармонию посмотреть новый орган. Познакомилась с директором Натальей Степановной Глуховой. Вскоре сыграла здесь несколько концертов, и меня пригласили на постоянную работу. Нужно сказать, что я волжанка, и моя душа постоянно рвалась на Волгу. Счастлива, что оказалась в Самаре. Здесь я продолжаю заниматься моим любимым делом. К тому же новый инструмент открыл для меня новые, более широкие перспективы. Тот, что был у меня в Красноярске, где началась моя оседлая концертная жизнь, значительно меньше самарского. Да и сами по себе возможности у Самарской филармонии иного масштаба: пройден большой путь, накоплен огромный опыт. Сюда постоянно приезжают хорошие музыканты, которые до Сибири по разным причинам не добираются, и это расширяет перспективы моих творческих контактов.

- Самарский орган - очень качественный инструмент. Безусловно, был сделан правильный выбор: фирма «Рудольф фон Беккерат» входит в десятку лучших в мире. Сейчас все инструменты делаются универсальными, на них можно играть музыку разных эпох, стран и стилей. Тем не менее самарский орган - породистый, имеет свое лицо. По тембру он немецкий, и мне кажется, что его достоинство именно в этом индивидуальном характере. Нужно считаться с тем, что ни один концертный орган не звучит в церковной акустике: там - особая реверберация. Если хочется особой мощи звучания, нужна церковная акустика, если же интересоваться деталями, отдельными нотами, рожденными композитором в муках, нужно идти в филармонию. Здесь исполнитель слышит каждый звук, может контролировать каждый свой палец. Разнообразные концерты, проходящие в филармонии, демонстрируют огромные возможности самарского органа.

Фейерверк проектов

Людмила Камелина сразу завоевала симпатии самарских меломанов и своим высоким исполнительским мастерством, и целым фейерверком творческих проектов. За годы работы в Самарской филармонии она была художественным руководителем органных фестивалей «Королевские аудиенции», «Самара - Штутгарт», «Его величество орган», «Из коллекции шедевров органной музыки», знакомящих слушателей как с произведениями для органа соло, так и с написанными для органа в ансамбле с другими инструментами и голосом.

Камелина создала органные абонементные циклы для детей, которые были представлены не только на самарской сцене, но и в других российских городах. Она - автор уникальных просветительских программ, в числе которых не имеющий аналогов в нашей стране цикл «Органные столицы мира» с видеорядами самых известных органов мира и рассказами о создателях органов и особенностях органного искусства разных стран.

Дни рождения органа

Праздничные концерты, посвященные дню рождения самарского органа, сразу стали традиционными, меломаны ожидают их с нетерпением, готовые к тем или иным исполнительским сюрпризам. Программы этих концертов всегда оригинальны и достойно представляют «короля инструментов» в самых разных ипостасях. Сама атмосфера этих вечеров особая: зрители часто располагаются прямо на сцене, которая отделена от большого зала занавесом. Ввиду большого числа желающих попасть на органный праздник, в последние годы он стал проводиться в обычном формате. Так было и в этом году на четырнадцатом дне рождения органа. В большом зале филармонии не было ни одного свободного места.

Программу вечера, как всегда, составили произведения, в которых орган - не только солирующий инструмент, но и чуткий партнер в ансамбле. Гостем концерта был санкт-петербургский альтист, руководитель St. Petersburg Chamber Soloists, лауреат международных конкурсов Алексей Людевиг. Музыкант прошел прекрасную школу у Юрия Башмета, Дмитрия Шебалина, своего отца и Мариса Янсонса.

Вместе с Людмилой Камелиной Алексей Людевиг исполнил несколько сочинений, в числе которых сонаты для альта и клавира Иоганна Себастьяна Баха и Пьетро Нардини. В них музыканты добились редкостной стильности и гармонии звучания. В концерте приняла участие солистка Самарской филармонии Ольга Ушкова (сопрано), исполнившая сочинения композиторов разных эпох.

Программа этого вечера была на редкость разнообразной и насыщенной. Людмила Камелина не стала ограничивать ее временными и стилистическими рамками. Наряду с такими известными многим слушателям сочинениями, как токката Баха, вердиевская Ave Maria, чарующая мелодия из оперы Глюка «Орфей и Эвридика», прозвучали произведения Мориса Равеля, Габриэля Форе, Роберта Шумана, Сергея Рахманинова, а в заключение программы – написанные нашими современниками «Прелюдия» Микаэла Таривердиева и «Ахаик-блюз» Вениамина Мясоедова.